Домой Дети Развитие речи

Развитие речи

564
0

Нормы речевого развития

Дошкольный возраст — сензитивный период для развития речи. То есть именно в возрасте от рождения до школы — наиболее благоприятный период для становления речевой функции. Родители как полноправные участники образовательного процесса могут самостоятельно в раннем возрасте заметить необходимость в получении необходимой помощи. Специалисты Нейрологопедического центра «Успех» рекомендуют обращать внимание в период от рождения до года на такие направления как понимание речи и предпосылки речевого развития.

Понимание очень важно для дальнейшего развития речи, коммуникации и мышления. Как оно развивается у малышей до года? Импрессивная речь в своём развитии проходит несколько этапов и включает в себя такие показатели:

  • 8-10 месяцев: знание нескольких предметов и игрушек и выделение их по слову взрослого (где часы? Где кошка? И тд); знание своего имени и своих близких (папа, мама…)
  • 10-12 месяцев: понимание и выполнение некоторых инструкций и игр, знакомых и разученных ранее (дай ручку, на, возьми; ладушки и т.д.)
  • От года до полутора лет критерии понимания речи включает в себя следующее:
  • Понимание слов можно и нельзя, выполнение простых речевых инструкций (постучи, положи, закрой, сними и т.д.)
  • Показ частей тела на себе и других

Если ребёнок не может выполнить данные пробы, это повод обратиться к логопеду или дефектологу, не дожидаясь трёх лет!

Развитие активной речи малыша также проходит некоторые этапы, а трудности речевого развития родители могут заметить уже на первом году жизни и своевременно обратиться за помощью.

От рождения до 6 месяцев в норме ребёнок реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону взрослого; нужно убедиться, что у ребёнка есть вокализации, лепет, разнообразное гуление.

В возрасте 7 — 10 месяцев мамы и папы должны обратить особенное внимание, есть ли у ребёнка лепет и — особенно — отражённый лепет. Также важным критерием речевого развития является наличие или отсутствие подражательных игровых действий.

В год у ребёнка с нормальным речевым развитием есть лепетные слова в активной речи . Если их нет, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.

Несоответствие вышеперечисленным показателям раннего речевого развития указывает на необходимость в диагностике и консультации с неврологом и логопедом-дефектологом. Последствия задержки речи влекут за собой трудности в коммуникации, обучении в школе, освоении навыков чтения и письма. Большой процент детей, родители которых обращаются к семейному психологу, имели проблемы с речевым развитием.