Домой Дети Память у ребенка: возрастные нормы и способы тренировки процесса запоминания

Память у ребенка: возрастные нормы и способы тренировки процесса запоминания

365
0

Тренировка памяти у школьника

Память — одна из базовых когнитивных функций мозга человека, развивающаяся по мере его взросления. Существуют определенные критерии, которые учитывают специалисты при оценке способности пациентов разных возрастных групп, будь то малыши или люди пенсионного возраста, запоминать информацию. Следует принимать во внимание, что речь идет не о конкретных, а о приблизительных параметрах, но они могут служить ориентиром для определения того, насколько хорошо развивается память и концентрация, есть ли какие-то проблемы, отклонения, нарушения в этом процессе.[1]

Память — это общее название группы когнитивных способностей мозга, в которую включены разные процессы:

  • образная память, слуховая, эмоциональная, двигательная. У младенцев в большей степени развита осязательная, обонятельная, тактильная память — новорожденный, помнит, как пахнет мама, какой у нее голос. В более старшем возрасте на первое место выходит зрительная память — ребенок запоминает, как выглядят члены его семьи, дом, его комната;
  • кратковременная (оперативная) и долговременная. Возникает в сознательном возрасте. Школьники используют и долговременную, и оперативную память при обучении — оба вида важны;
  • непроизвольная память и осознанная. Первая не подразумевает необходимости прикладывания усилий при запоминании, тогда как произвольная память предполагает способность ребенка выучить то, что необходимо для дальнейшего применения. [1], [2].

Не всегда память, концентрация развиваются так, как нужно. Родители могут заметить, что ребенок запоминает информацию не так хорошо, как его сверстники. Почему возникают проблемы и что с этим делать? Попробуем разобраться.

Почему у ребенка плохая память

Причины плохой памяти у школьника

Проблемы с запоминанием информации могут возникать в силу ряда самых разных причин:

  • малыш находится в постоянном стрессе. Это необязательно плохая атмосфера в семье или откровенный буллинг в школе, иногда родители даже могут не замечать проблем, если малыш не делится с ними своими переживаниями. К примеру, для ребенка могут быть стрессом новые люди, а родители часто зовут друзей, или малыш может долго переживать из-за нежелания ходить на какую-то секцию;
  • дефицит витаминов. Ситуация обостряется ранней весной. Также к ухудшению памяти, внимания и концентрации могут привести соматические заболевания в анамнезе;
  • физическое или психическое переутомление. Отсутствие грамотно выстроенного режима учебы и отдыха, высокая нагрузка на школьных уроках и на дополнительных кружках, секциях приводит к тому, что усталость накапливается, и это негативно отражается на способности запоминать информацию;
  • медицинские факторы. ЧМТ могут аукнуться ухудшением памяти и через месяцы после происшествия. Затормозить развитие памяти и внимания могут образования разного характера в тканях мозга. СДВГ, задержка речи, проблемы с кровообращением тоже можно добавить в копилку факторов, способных существенно снизить способность ребенка к запоминанию. [1]

Хотите, чтобы ваш малыш запоминал информацию лучше? Важно не только исключить факторы, которые затормаживают память, внимание и концентрацию, но и создать оптимальные условия для развития процесса запоминания. На качество запоминания влияет множество факторов:

  • режим дня. Должен быть выстроен таким образом, чтобы у ребенка оставалось время на отдых, на активные занятия, на интеллектуальные игры;
  • сбалансированный рацион, богатый витаминами, микро- и макроэлементами;
  • регулярная аэробная нагрузка;
  • ночной сон достаточной продолжительности;
  • разнообразные занятия — физические, творческие. [3]

Ну, и конечно, очень важно помнить о том, что как любые другие когнитивные функции, память нуждается в регулярных тренировках — отсутствие или дефицит нагрузки приведет к постепенному угасанию этой функции, проблемам с запоминанием. [1]

Как развивать память у детей разного возраста

В каждой возрастной группе есть свои критерии, на которые стоит опираться, оценивая способность к запоминанию информации у ребенка. Также для каждого возраста разработаны свои методы тренировки памяти — все это необходимо учитывать.

Упражнения для памяти у детей

До 3 лет

Месячный ребенок уже может легко узнавать маму, к трем месяцам у малыша появляются любимые соски, погремушки, а к полугоду кроха может выбирать среди баночек ту, в которой находится его любимое пюре (по картинке). В 2-3 года ребенок уже способен запоминать небольшие стихотворения, но рассчитывать на то, что информацию малыш будет помнить долго, можно только в том случае, если эта информация его заинтересовала, и если он ее постоянно использует, она постоянно находится перед его глазами.

В столь малом возрасте тренировать память, внимание и концентрацию можно и нужно. Начинайте с разговоров — спрашивайте малыша о том, что он делал сегодня, что ел, где гулял, во что играл. Если читаете ребенку сказку, периодически останавливайтесь и задавайте простые вопросы по тексту. Кроме того, существует огромное количество детских игр на запоминание — учите, какие звуки издают разные животные, кто чем питается и так далее. Интересная и полезная игра: разложите перед ребенком пять карточек, пусть запомнит, что где находится, затем карточки переворачиваются, и малышу нужно найти — где мишка, где банан.[2]

4-5 лет

К пяти годам память ребенка развита уже настолько, что какие-то события, информацию он может запомнить на всю жизнь. Это возраст почемучек — вы будете слышать огромное количество вопросов каждый день, ребенка будет интересовать буквально все. Почему вода мокрая? Почему идет снег? Как утки держатся на воде и не тонут?

На этом этапе важно развивать словесное, образное, логическое запоминание — это позволит подготовить хорошую основу для формирования произвольной памяти. Старайтесь наладить взаимосвязь между различными видами запоминания: пусть ребенок представляет и описывает какие-то вещи, любимых людей и так далее. Также нужно развивать двигательную память — просите ребенка повторять за вами комплекс несложных движений или, например, можно попросить помочь выполнить определенные действия: накрыть на стол, убрать игрушки по определенным местам[2]

6-7 лет

Сейчас интенсивно развивается способность запоминать информацию. По большей части активна все еще непроизвольная память, но уже можно начинать учить с детьми стихи, прозу. Специалисты рекомендуют акцентировать внимание взрослых на логическом мышлении ребенка — используйте такие игры, в которых затрагиваются различные виды запоминания, чтобы ребенок не просто заучивал что-то, но выстраивал логические цепочки, учился соотносить явления и последствия. Например, что бывает, когда идет дождик? Почему зимой мы надеваем шапочку и варежки?

Если малыш уже умеет читать, необходимо мотивировать его на самостоятельное чтение книг. Но просто механически читать слоги и слова недостаточно, ребенок должен уметь пересказывать прочитанное. Также важно учить стихотворения — есть отличные стихи у Некрасова, Маршака, Тютчева. Из игр на этом возрастном отрезке хорошо подходит специальное упражнение на запоминание слов: взрослый медленно произносит 8-12 слов, а ребенок повторяет все, что сумел запомнить, в любом порядке. [2]

7-10 лет

К этому возрасту память становится крепкой и развитой, на ней держится и строится процесс обучения. Но не стоит заставлять школьника зазубривать материал, лучше развивать логическое мышление — ребенок должен понимать информацию, которую он запоминает, и использовать ее в дальнейшем для решения разнообразных теоретических и практических задач.

Из приемов, которые помогут ученику развить память, можно отметить игры — «Угадай предмет», где ребенок с закрытыми глазами на ощупь угадывает предмет в его руках, а также «Мемо», в которой малыш запоминает за короткое время карточки, затем их переворачивают, и он пытается найти одинаковые. Также полезными будут мозаика, пазлы, кроссворды, сканворды, разнообразные ребусы. [2]

10-14 лет

Количество информации, которую должны уметь запоминать школьники в этом возрасте, очень большое. Поэтому память, внимание и концентрацию нужно по-прежнему развивать — через заучивание наизусть стихотворений и прозы, выстраивание логических связей, обучение другим языкам, решение разнообразных головоломок.

Игры на внимательность лучше проводить между школьниками и взрослыми — так детям будет интереснее. Много интересных игр можно найти на планшете или ноутбуке — таблица Шульте для поиска букв алфавита, цифр, хаотично разбросанных по игровому полю), анаграммы и многое другое. [2]

От 14 лет

Смысловая память становится логической и неразрывно связана с мышлением. Школьники уже способны запоминать абстрактную информацию, активно развивается словесная память, запоминание образов, а произвольное запоминание начинает замедляться, и если ученик привык выезжать за счет зазубривания, сейчас ему будет трудно: зубрить материал, не понимая его, будет все сложнее. Именно поэтому родители и подростки нередко жалуются на плохую память.[2]

Рекомендации специалистов

Занятия с детьми должны проводиться в теплой, комфортной атмосфере — в таких условиях ребенок сможет максимально раскрыться и сосредоточиться на предлагаемых ему задачах. Соответственно, нужных результатов можно будет достигнуть гораздо быстрее. В качестве дополнительных мер, которые позволят активнее развивать память стоит особенно выделить такие:

  • занятия с ребенком должны быть короткими, но частыми. Проводятся в игровой форме. Смех приветствуется: веселье, юмор способствуют развитию участков мозга, которые отвечают за когнитивные функции. Чаще хвалите малыша, таким образом вы мотивируете его на дальнейшее развитие; [1]
  • не отказывайтесь от возможностей, которые дарит современная фармакология. Ноотропные препараты способствуют активизации энергетического обмена в головном мозге, нормализации кровоснабжения, улучшению умственной деятельности, памяти, концентрации, внимания. Так, например, регулярно принимая «Гопантомид» — по рекомендации и под контролем врача — вы можете заметить эффект довольно скоро: ребенок может начать запоминать больше информации, тратя на это меньше времени;
  • уделяйте достаточно внимания физической активности ребенка. Гимнастика помогает насытить головной мозг кислородом, что приводит к повышению работоспособности, так что регулярные специальные упражнения способствуют не только физическому развитию, но и умственному.[1]

Правильное питание, активные физические игры, регулярные интеллектуальные разминки в игровой форме — залог отличной памяти вашего ребенка сегодня, завтра, всегда.

Источники:

[1] — https://newneuro.ru/kak-uluchshit-pamyat-rebenku/

[2] — https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_razvit_vnimanie_i_pamyat_u_rebenka_sovetyi_i_igryi_dlya_raznyix_vozrastov,_obshhie_rekomendaczii/

[3] — https://mag.103.by/topic/105223-kak-uluchshity-pamyaty-u-rebenka-prakticheskije-sovety-ot-nevrologa/