Театр – это один из видов искусства, к которому надо приобщаться хотя бы иногда. Каждый вид искусства служит не только удовлетворению потребностей в прекрасном, но и развитию наших способностей.
Чему учит театр?
Очень многому, это комплексное искусство, где заняты наши мозги, глаза, уши и сердце. В экспериментальных постановках вам предложат добавить к этому обоняние и осязание. Но даже самый простой детский спектакль – богатая пища для ума и воображения. Поэтому воспитание детей театром – важная часть формирования личности. Очень важно понимать, что речь идёт не о принципе «Театр нужен, потому что это очень интеллигентно и все культурные люди там бывают», и уж точно не о походах на спектакли, чтобы можно было хвастаться в родительском чате: «А мы вчера с Матвейкой ходили на «Травиату», он ещё маленький, но всё понял!» Таким подходом, несвоевременным подсовыванием «Травиаты» или любой прекраснейшей постановки на свете, можно навсегда отбить желание посещать какие бы то ни было культурные мероприятия.
Если родители сами заядлые театралы, задача приобщения решается значительно проще, но им также стоит учитывать, что прелести сложных арий или символизма в новой постановке «Гамлета» ребёнку и непосильны, и бесполезны. Поэтому начинаем с малого, постепенно – но с уже значительным вкладом в воспитание будущего театрала.
Чем полезен театр детям и с какого возраста?
Театр в жизни ребёнка должен появиться лет примерно с 5-6. Некоторые пытаются посещать с отпрысками представления, когда тем едва исполняется три года, но это не только бесполезно, но и мучительно и для самого ребёнка, и для других зрителей. В малом возрасте ребёнок способен концентрироваться не более чем на 15-20 минут, а представления, даже короткие, идут дольше и только утомляют самых юных зрителей.
Уже с 5-6 лет малыш должен быть достаточно развит, чтобы история на полчаса, сорок и более минут была ему не просто по силам, но и заинтересовала, заставила сопереживать героям и становиться хотя бы из зала частью представления.
Зачем и для чего ребёнку нужен театр?
Даже самые простые театрализованные представления оказывают огромное влияние на формирование маленькой личности, поскольку они:
— предлагают зрелище с определенным сюжетом, за которым нужно следить и который нужно понимать, анализировать, предполагать, что может быть дальше;
— развивают эмоциональный интеллект: учат сопереживать героям, чувствовать, если с ними обошлись несправедливо или им угрожает опасность, радоваться, когда побеждает добро;
— способствуют развитию концентрации внимания: увлекательный сюжет не даёт отвлечься, вспомнить об игрушках на телефоне или беготне (ещё одна причина, почему совсем маленьких детей водить в театр ещё не стоит: малыш физически не в состоянии будет удерживать внимание до конца представления);
— учат абстрактному мышлению: конечно же, роль хитрой Лисички исполняет не настоящая зверюшка, а актриса в костюме и гриме, но зритель принимает эту игру и воспринимает её как настоящую;
— знакомят с новыми эстетическими объектами: костюмы, реквизит, декорации;
— развивают музыкальный слух;
— учат анализу и критическому мышлению, умению делать выводы;
— позволяют наладить дополнительный канал связи между родителем и ребёнком: важно не просто посмотреть постановку и съесть в буфете пирожное с лимонадом, но и вместе обсудить увиденное: что произошло, какие герои понравились, а какие нет, почему, что сделал бы ребёнок на месте одного из них и т.д. И ОЧЕНЬ важно дать юному зрителю возможность поделиться впечатлениями, отрефлексировать увиденное, чтобы закрепить удовольствие от мероприятия.
Не будем забывать и о том, что театр – это отдельный микромир, где действуют свои правила: нужно чисто и красиво нарядиться, вести себя тихо, не мешать актёрам и другим зрителям, обязательно поаплодировать в конце.
Как видим, даже один поход на спектакль – уже весьма полезное вложение в воспитание ребёнка в самых разных направлениях.
В то же время, если постановки ребёнку категорически не нравятся, не надо насильно «впихивать» в него культуру: возможно, ещё слишком рано для него, а, может, его интересы уже лежат и всегда будут лежать в другой сфере интересов. И в этом случае важно не стыдить его, не пытаться шантажом или улещиваниями во что бы то ни было завести в театр, а найти смежную сферу интересов, от которой будут И польза, И удовольствие (о котором забывать не следует).
Что такое театр для детей: виды и рекомендации
Обычно детям рекомендуются для начала ознакомления с театром кукольный театр и театр юного зрителя. Стартуя с самых простых детских спектаклей с узнаваемыми героями, можно постепенно переходить к более серьёзным постановкам и темам, где большое отдаётся воображению зрителя, а действия героев уже не так однозначны и требуют большего вовлечения.
Приобщение малышей к искусству Мельпомены будет иметь смысл, если вы с самого начала выбираете спектакли сообразно возрасту и интересам ребёнка. Для самых маленьких проводятся костюмированные концерты с участием любимых героев их мультфильмов или книг. Для детей младшего школьного возраста – более сложные классические постановки сказок. Дети среднего школьного возраста, пред подростки, подростки в состоянии понять и полюбить балеты, драмы, мюзиклы и оперетты. И уже к старшим классам формируется более-менее самостоятельный вкус ребёнка: некоторые сразу влюбляются в сложнейшие оперы, а кто-то до конца жизни будет отдавать предпочтение лёгким комедиям. Но оба этих варианта будут безусловно выигрышны для становления личности.
Заключение
Надеемся, у вас не осталось вопросов, зачем и для чего ребёнку нужен театр. Коммуникация со сценой и с родителями (при обсуждении постановки), изучение новых правил мира искусства, знакомство с абстракциями, уникальными художественными решениями, возможными только в театре, обогащение новыми знаниями и культурными впечатлениями делают театр исключительно важным для становления ребёнка и развития у него вкуса и чувства прекрасного искусством.