Расстройство СДВГ не так давно получило широкую известность и славу “модного” заболевания, которым прикрывают отсутствие воспитания и дурной характер ребенка. Тем не менее это расстройство упоминалось еще в научных работах начала 20 века в отношении детей, страдающих невнимательностью, повышенной возбудимостью.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это психическое расстройство, поэтому диагноз ставят у ребенка не младше 5-6 лет. Только с дошкольного и раннего школьного периода становится возможно адекватно оценить симптомы необучаемости ребенка, неусидчивости, отклонения поведения и другие симптомы СДВГ.
Основа синдрома дефицита внимания — нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения. Западные источники отмечают распространенность расстройства и у детей школьного возраста в количестве 3-5% (источник https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC181133/).
Причины СДВГ
На сегодняшний день практически невозможно определить конкретную причину развития синдрома дефицита внимания. Тем не менее, к этиологии расстройства нередко относят ряд состояний, которые могли привести к нарушениям процесса созревания систем головного мозга:
- наследственность — если синдром дефицита внимания встречался хотя бы у одного из родителей, повышается вероятность, что ребенок испытает подобное расстройство;
- злоупотребление вредными привычками — курение, прием алкоголя, лекарственных препаратов во время вынашивания ребенка могут стать причиной развития патологии мозга у ребенка;
- травмы головного мозга малыша или другие повреждения, наступившие в результате инфекций или токсических воздействий;
- тяжелое течение беременности и родов — перенесение инфекций во время вынашивания, стрессы, токсикоз, тяжелая родовая деятельность, недоношенность и т. д. также увеличивают риски развития синдрома.
Симптомы СДВГ
В название синдрома уже включены основные его признаки — гиперактивность и сложности с вниманием. Действительно, несмотря на то, что различные источники описывают более десятка различных паттернов поведения, которые свойственны при синдроме, практически все их можно объединить в три большие группы симптомов.
Гиперактивность.Процессы возбуждения в нервной системе доминируют над процессами торможения, заставляя находиться в движении, беспокойстве. Ребенок бегает, скачет, машет руками, много говорит, выкрикивает, гримасничает, кривляется и т.д.
Нарушение внимания. Симптомы СДВГ выражаются в невозможности сосредоточиться, неусидчивости. Ребенок может не слышать и не замечать, что ему говорят, отвлекаться от одного дела к следующему, не способен сконцентрироваться, запомнить даже простую информацию, забывает и теряет вещи.
Возбудимость. Симптомы СДВГ проявляются всплеском эмоций, импульсивностью действий, ребенок ведет себя эксцентрично, не поддается на уговоры родителей, игнорирует навязываемые правила.
В диагностике важно отличать синдром дефицита внимания и гиперактивности от других, схожих по проявлению патологических состояний — ЗРР (задержка речевого развития) и ЗПР (задержка психического развития). Реже встречаются изменения в поведении ребенка, вызванные стрессовыми жизненными обстоятельствами (утрата, переезд, развод родителей или другие резкие перемены).
Диагностика СДВГ
Для того, чтобы связать симптомы с диагнозом синдрома дефицита внимания, необходимо тщательно рассмотреть все три группы симптомов и отметить от 6 различных симптомов СДВГ.
На момент диагностики малыш должен быть как минимум дошкольного возраста: учитываются только осознанные действия, вернее, их комплекс, охватывающий разные сферы жизни (дом, школа, старшая группа в детском саду, кружок и т. д.).В диагностике также важно, чтобы симптоматика имела место в течение полугода и более.
Постановка диагноза возможна только специалистом, педиатром или неврологом, способным комплексно оценить состояние нервной системы малыша и распознать, что является отклонением от нормы.
Классификация заболевания
Несмотря на то, что СДВГ является самостоятельным диагнозом в неврологии, в некоторых научных трудах он разделен на ряд подтипов. Нередко деление происходит на основе выраженности той или иной группы симптомов на следующие подтипы синдрома:
- невнимательный — подтип, в котором превалирует рассеянность и невозможность сконцентрироваться, чаще диагностируется у девочек;
- гиперактивный — подтип, характеризующийся излишней подвижностью, эмоциональными перепадами, в большей степени распространяется на мальчиков;
- смешанный — подтип, объединяющий признаки первого и второго подтипов синдрома.
Лечение синдрома дефицита внимания
Расстройство тяжело поддаётся лечению , но несомненно требует комплекса мер, призванных улучшить состояние ребенка, наладить его социальную жизнь и взаимодействие с близкими, педагогами и другим окружением.
Для коррекции синдрома применяются медикаментозное лечение, физиотерапия и психотерапия, как по отдельности, так и в комплексе. Метод лечения после диагностики определяется лечащим врачом.
Консервативное (медикаментозное) лечение
В истории лечения СДВГ наиболее известны три группы препаратов — психостимуляторы, антидепрессанты и ноотропы.
Психостимуляторы способны временно (4-12 часов) подавлять импульсивные реакции ребенка, способствовать замедлению его реакции при общении, игре и других видах активности. Препараты, имеющие кратковременный эффект, подлежат приему несколько раз в течение дня. Психостимуляторы относятся к наркотическим средствам, вызывающим привыкание, и запрещены к применению в некоторых странах, в том числе в России.
Антидепрессанты (дезипрамин, бупропион, амитриптилин) могут дополнять действие психостимуляторов, параллельно снижая их побочные эффекты и увеличивая воздействие на гиперактивность. Данная группа препаратов не имеет официального одобрения для лечения СДВГ, но иногда назначается специалистами. Худшая из характеристик антидепрессантов — это вероятность привести к суицидальным мыслям.
Ноотропы (гопантомид, церебролизин, фенибут) — наиболее часто применяемая в странах СНГ группа препаратов, способных тонизировать работу мозга и улучшить его кровоснабжение. Среди них есть препараты на основе аминокислот, в частности ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты). К ним из указанного перечня относится гопантомид, лекарственное средство, выпускаемое в таблетках (разрешено с 3 лет) или в растворе (разрешено с рождения). В описании препарата на сайте, исходя из инструкции, указывается комплексное воздействие: мягкий седативный и легкий стимулирующий эффекты, улучшение концентрации и памяти, снижение моторной возбудимости. В пользу данного препарата свидетельствуют также относительно небольшой список противопоказаний и побочных действий.
В целом назначение медикаментов в большей степени оправдано, когда необходимо направить усилия на физические причины развития расстройства у ребенка. В таких случаях нормализация кровоснабжения мозга и мягкая стимуляция нейронов способны уменьшить симптомы СДВГ. Любая фармакокоррекция допустима только по назначению лечащего врача.
Физиотерапия
Для лечения синдрома дефицита внимания у ребенка широко применяются физиотерапевтические процедуры, как имеющие минимальный список противопоказаний. В лечении синдрома возможны следующие физиопроцедуры: массаж, лечебная физическая культура, водные упражнения, электросон, фоно- или электрофорез и т. д.
Психотерапия
Коррекция расстройства и поведения ребенка возможна и с помощью проработки с врачом-психотерапевтом посредством вариантов семейной, игровой, патогенетической или других психотерапевтических процедур. Их эффективность напрямую зависит от множества причин: корректной диагностики заболевания, степени расстройства, навыков специалиста в решении данной проблемы, настроя родителей малыша и т.д.
Рекомендации родителям ребенка с синдромом дефицита внимания
В целом, прогноз терапии расстройства благоприятный — с большой вероятностью симптомы СДВГ нивелируются к подростковому возрасту. Но немаловажной частью эффективного лечения синдрома является вклад семьи в этот процесс, в частности усилия родителей.
Чтобы ускорить терапевтический процесс и облегчить состояние малыша, родителям стоит придерживаться следующих принципов:
- организовать ребенку строгое расписание распорядка дня. Предсказуемость планов на день и отхода ко сну организует и самого ребенка, а достаточный сон малыша скорее всего улучшит состояние пациента;
- контролировать рацион питания малыша. Для улучшения внимания и работы мозга ему требуется достаточное количество витаминов и микроэлементов;
- помогать концентрироваться. Необходимо ограничить многообразие отвлекающих предметов в моменты, когда ребенку следует сосредоточиться — на выполнении домашнего задания, рисовании и т. д.
- соблюдать спокойствие и избегать противоречий. Родителям стоит договориться о правилах и установках, чтобы не противоречить друг другу и не вводить ребенка в ступор разнообразными требованиями;
- уделять внимание ребенку и окружить заботой и любовью. Необходимо чутко улавливать занятия, которые ему нравятся, чтобы иметь возможность увлекать ими ребенка. И конечно же, очень важно, чтобы несмотря ни на что, он всегда чувствовал, что находится в любящей семье, которая о нем позаботится.